У одного крестьянина, который жил очень бедно, был белый скакун удивительной красоты. Многие вельможи и даже цари хотели купить у него скакуна за любые деньги, но крестьянин отказывался его продавать. «Как я могу расстаться с моим скакуном, он же — личность! Это не просто какой-то предмет, который можно продать, он — мой друг, а друзей не продают», – всякий раз отвечал крестьянин посланникам богачей и царей, которые приезжали к нему с целью купить этого удивительного коня.
Естественно, односельчане считали этого крестьянина дураком: живя в бедности, он мог бы в одно мгновение разбогатеть, стоило лишь продать скакуна, от которого проку все равно не было.
И вот в одно прекрасное утро скакуна не оказалось в стойле. Когда об этом узнали односельчане, то все прибежали к этому старику и начали его корить: «Дурак ты, дурак! Говорили мы тебе, продай скакуна, но ты нас не слушал. Теперь его у тебя то ли украли, то ли он ускакал сам. А вместе с ним ускакали и твои денежки, которых, продай ты этого несчастного коня, хватило бы тебе, твоим детям и внукам. Не послушал нас, вот теперь на тебя свалилось несчастье».
Крестьянин, будучи мудрым человеком, ответил злорадствующей толпе: «Я не понимаю, почему вы считаете это несчастьем. Несчастье – это всего лишь ваше восприятие. Сейчас же у нас есть только факты: скакун был в стойле, и скакуна нет в стойле. Счастье это или несчастье – никто не может знать. Почему это несчастье? Сейчас скакуна нет, а вчера он был. Вам только кажется, что это несчастье». Односельчане махнули на старика рукой и, объявив его сумасшедшим, разошлись по домам.
Прошло две недели и скакун, которого позвал на волю основной инстинкт, вернулся к старику. Да не один, а с пятнадцатью дикими кобылами. Снова во дворе старика собрались люди и стали говорить ему: «Да, ты был прав. Оказывается, когда твой лихой скакун убежал из дому, это было счастье, а не несчастье!».
«Опять вы за свое, опять глупости городите. Нет никакого счастья и несчастья, есть только лишь простой факт: скакуна не было, потом он вернулся с пятнадцатью кобылами. Все. Счастье, несчастье существуют лишь в вашем уме». Односельчане начали расходиться по домам, покрутив пальцем у виска и напомнив старику, что он просто сумасшедший, ежели не в состоянии оценить того счастья, которое привалило к нему вместе с этими пятнадцатью кобылами.
Через некоторое время сын мудрого крестьянина, объезжая дикую кобылу, упал и сломал ногу. «Что ни говори, а ты-таки мудрый человек», – талдычила толпа, собравшись возле дома старика, – «Мы говорили, что вместе с этими кобылами тебе привалило счастье, а оказывается, ты знал, что это несчастье».
«Какое счастье? Какое несчастье? Просто был сын с целой ногой, теперь есть сын с поломанной ногой. Почему нужно называть это счастьем или несчастьем?», - отвечал старик. «Нет, все-таки ты конченый дурак, раз не понимаешь, что если твой сын сломал ногу, то это – несчастье», – снова поставили односельчане свой диагноз и начали расходиться.
Вскоре началась война, и всех молодых людей из деревни, кроме хромого сына старика, забрали защищать отчизну. Снова люди поразились проницательности обладателя белого скакуна: «Ну надо же, какой мудрый человек! Оказывается, когда сын твой сломал ногу, это было счастье, а мы решили, что это — несчастье».
Комментарий:
История эта может продолжаться до бесконечности. Одно событие цепляет за себя другое и мы, примеряя эти события к сиюминутной ситуации, выносим свою оценку: счастье – несчастье, хорошо – плохо. Обычно мерилом этого выступает наш ум, привыкший смотреть на все с позиции: приятна ли для меня ситуация или нет. Но, как мы видим из приведенной истории, такая оценка постоянно меняется по отношению к одному и тому же событию.
Однако есть абсолютное определение счастья и несчастья: те события, которые приближают нас к Богу – это счастье, а то, что отдаляет нас от Него – это несчастье. Для человека, обладающего духовным видением, все событие в жизни становятся счастьем, потому что все помогает ему быть ближе к Богу.